Age of Empires IV

Да здравствует король!

Обзор Age of Empires IV

CryptoNick

Под Гастингсом мои войска под предводительством Вильгельма Завоевателя схлестнулись в битве с защитниками Англии. Мне постоянно подходили подкрепления, англичане не оказывали серьезного сопротивления, поэтому Вильгельм легко сломил их строй, перебил защитников и смог стать новым королем Англии и Нормандии. Так начинается эпоха правления Нормандской династии и кампания Age of Empires 4.

Мое знакомство с серией Age of Empires началось с пиратского диска второй части, который я выпросил у отца когда-то в первом классе. У нас был старенький Pentium 1 с 166 MHz, но игра не пошла и мне пришлось только наслаждаться скриншотами на обложке сзади. Затем я добрался до серии только с выходом третьей части, когда у меня появился современный PC, но интерес к стратегиям про средневековье остался надолго, а третья часть его совсем не удовлетворила.

На себя это бремя взяла Age of Empires 4.

Age of Empires 4 нам пришлось ждать почти 16 лет. Age of Empires 3 вышла в далеком 2005 году, в 2009 году закрылась создательница серии Ensemble Studios и никаких вестей о продолжении не было вплоть до августа 2017 года, когда Фил Спенсер сообщил, что Relic Entertainment занимается продолжением. К тому времени Relic прославилась Dawn of War и Company of Heroes, но в тот же год вышла Dawn of War 3, которая не сыскала высоких оценок от игроков.

Вероятно, репутация Relic Entertainment вернется к высокому уровню, потому что у студии получилось взять ту самую формулу Age of Empires, слегка облагородить ее и не подвести предшественников.

Документальная историчность

Всего в игре четыре кампании примерно на 30 часов игрового времени. Две из них так или иначе посвящены взаимоотношениям между Англией и Франций. В первой нужно управлять англичанами, которые сражаются с французами и между собой за право престола, во второй необходимо привести Францию к победе в Столетней войне. Оставшиеся две посвящены монгольским завоеваниям и возвышению Москвы.

Relic выбрала нестандартный путь для кампаний: в них нет главных героев и их историй, сцен между ними и отношений. Кампании можно скорее назвать интерактивными учебниками истории, в которых нужно просто выполнить задания и взять под управление какую-то сторону, они к тому же могут и меняться в разных миссиях. Сами задания начинаются с небольшого фильма-вступления с фактами, введением в курс дела и красивыми реальными съемками. Никакой фантастики и альтернативной истории, как в Age of Empires 3.

Все вступления к миссиям сопровождаются реальной съемкой

Уже, в первой кампании Relic достоверно показывает, что среди королей Англии были распространены предательства, восстания и братоубийства. В миссиях за монголов почти всегда нужно проводить хитрые засады или сжигать дотла города, например, Киев. Все ради престола и завоевания новых территорий.

После каждой миссии игра любезно предоставляет либо небольшую историческую справку, либо короткий документальный фильм. Например, о том, как работают арбалеты, как строили крепостные стены или охотилась знать. Выполнены они на высоком уровне и смотреть их одно удовольствие, чтобы затем с новыми силами отправиться начищать морды английским псам под Орлеаном или захватывать слабых китайцев силами монголов.

Геймплей

Геймплейно Age of Empires 4 не сильно ушла от предшественниц, но Relic серьезно изменила некоторые аспекты. Теперь у нас не три стандартных ресурса, как было в третьей части, а четыре — как во второй и первой игре серии. К классическому золоту, еде и дереву вернули камень. Его с натяжкой можно назвать необязательным ресурсом. Без него можно обойтись и даже выиграть сражения, но нельзя строить стены и проводить самые высокотехнологичные улучшения. Также теперь можно возводить полноценные замки и ставить на стены лучников. В остальном геймплей остался классическим: добываем ресурсы, слегка воюем, переходим из эпохи в эпоху и стараемся сделать все улучшения, затем собираем армию и идем бить врага.

Слегка изменились сами нации и каждая из них получила действительно важных уникальных юнитов, а иногда и совсем другое развитие и строения. Например, разница между Францией и Англией не очень значительна: вторая может нанимать лучников с длинным луком, а у первой слегка лучше кавалерия и улучшения, направленные на нее. Также англичане получают бонус к пашням в радиусе мельницы, а французы располагают другими экономическими бонусами.

С другой стороны, есть монголы. Кажется, они будут самой сильной нацией в сетевых баталиях. Они могут перевозить базу с места на место, а еда у них добывается не на пашнях, а в обозах, которые производят овец с определенной периодичностью. Степные воины получают какие-то невероятные бонусы к технологиям, если их изучать в радиусе камнедобывающей постройки, да даже городской центр может сразу производить по два поселенца. А за поджог зданий монголы получают дополнительные ресурсы. Зато у них нет никаких стен.

Камень также они добывают иначе — с помощью специальной постройки на месторождении. Эта мелочь меняет всю игру, потому что все виды казарм, если их разместить в радиусе добычи камня, могут за дополнительную плату производить сразу по два юнита. Это серьезно влияет на всю тактику нации. “Зерграш” конницей? Это будет в духе монголов.

Другие сравнения с серией Starcraft я не могу обойти стороной, потому что недавно решил перепройти Starcraft 2. С одной стороны, в кампаниях не переживаешь за героев и развитие сюжета, как в игре от Blizzard, а с другой, Relic Entertainment не заставляет заскучать. Во-первых, кампании умеренно сложные и “прикурить” можно даже на стандартном уровне сложности, во-вторых, разработчики решили сделать каждое задание интересным и миксовать миссии, а иногда заставлять почувствовать себя осьминогом и захотеть получить режим паузы.

Особенно это заметно в кампании за Францию. С самого начала французы получают удары со всех сторон от Англии: даже Париж нужно местами оборонять одновременно с трех сторон от наступлений. Нужно не просто следить за экономикой и построить армию, но вовремя и главное грамотно распределять войска от одних ворот к другим и успевать следить за крестьянами.

Сложно было оборонять Орлеан за Жанну д'Арк: четыре направления атаки французов, нет золота, нужно защищать караваны и еще захватить крепость на другом берегу. Я перезапустил задание три раза, пока не разработал план обороны и атаки. Сложно, но от победы в таких условиях получаешь еще больше удовольствия.

В сетевых баталиях немного изменились правила. Relic Entertainment не смогла отказаться от своих любимых стратегических точек, поэтому условий победы у нас теперь три: захватить три точки на карте с помощью религиозных юнитов, построить чудо света или просто победить врагов. ИИ я испытал только на среднем уровне сложности и особенных проблем он не приносил.

Недостатки

Увы, не обошлось без огрехов. В нынешнем виде я не могу назвать игру высокотехнологичной. Она довольно неплохо оптимизирована, но графика оставляет желать лучшего: не самые качественные текстуры, низкая детализация юнитов и многое другое не сильно радует глаз. И это от студии, которая сделала Company of Heroes. В движении смотрится все это неплохо, да и огрехи не успеваешь замечать, пока переключаешься между постройками, поселенцами и юнитами. Но иногда качество расстраивает.

На скриншоте выше можно рассмотреть не самые четкие текстуры разрушенных построек и дорог

Не обошлось и без небольших багов. Игра не вылетала, но в ней есть старая беда с переключением языков. У меня после игры в Dawn of War 3 переставало работать переключение языков и чинилось только с перезагрузкой PC. Тут та же старая проблема, которую не могут починить уже четыре года. К ИИ тоже были вопросы, многие юниты могут просто стоять и ничего не делать, когда их "друзей" убивают в паре метров рядом, а поселенцы могут выбежать из-за ворот крепости давать тумаков врагам, хотя их послали туда ремонтировать стены.

Также есть вопросы к экономике. Например, в других частях серии всегда можно было производить часть юнитов за сочетание дерева и золота. В Age of Empires 4 нет таких войск, кроме артиллерии или осадных юнитов и поэтому всегда возникает дефицит еды. Очень странное решение, учитывая историю серии. Может так подталкивают больше пользоваться рынком?

Итог

Вероятно, перед нами лучшая RTS за последние годы. Relic Entertainment удалось воссоздать классическую формулу Age of Empires, облагородить ее нововведениями, создать действительно разные нации со своими сильными и слабыми сторонами, сделать четыре интересные кампании с разнообразным геймплеем и массой интересных фактов из истории. Да и, судя по истории серии, игру не оставят без контента. Рекомендация всем любителям жанра.